(Казанской и Татарстанской епархии), находится в г. Казань. Основан в 1-й пол. 60-х гг. XVI в. как подворье новоучрежденного свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря настоятелем (1555-1564) архим. св. Германом (Садыревым-Полевым). Впервые упоминается в Писцовой книге 1565 г.: «Да у бани двор архимандрита Свияского Богородицына монастыря, а живет в нем дворник Останка...» (Писцовое описание Казани. 2006. С. 136). Вероятно, на подворье останавливались монахи, приезжавшие из Свияжского мон-ря в Казань (Азлецкий. 1898. С. 4).
Основным источником по древнейшей истории К. м. является послание 1594 г. митр. Казанского свт. Ермогена царю Феодору Иоанновичу с просьбой об обращении свияжского подворья в самостоятельный монастырь. Согласно этому документу, на подворье имелась ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, основанная архиеп. Казанским Германом. После пожара, случившегося в Казани 23 июня 1579 г., на средства казанских торговых людей вместо сгоревшей была выстроена новая одноименная церковь (1583): «И на посаде, государь, храм Усекновения честныя главы великаго Предтечи Иванна, а прежде государь, поставление того храма - богомольца вашего, бывшаго архиепископа Германа Казанскаго, и жили, государь, в том монастырьке, по келейкам мирские старчики» (Борисов. 1898. С. 2-5).
В Житии свт. Германа, написанном мон. Иоанном между 1657 и 1672 гг., сведения об основании подворья отсутствуют. Но в Житии, составленном П. В. Знаменским, без ссылок на источники утверждается, что на месте К. м., «в старом Казанском посаде на горе стояла прежде богадельня, принадлежавшая церкви Николая Чудотворца Ляпуновского». Именно при ней «в последней год своего святительства» (т. е., вероятно, в 1566-1567) архиеп. Герман построил деревянную ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (Знаменский. 1894. С. 20). Посвящение главного храма традиционно связывалось с патрональным святым царя Иоанна IV Васильевича.
Указом царя Феодора Иоанновича от 28 янв. 1595 г. подворье с церковью и прилегающим участком было обращено в самостоятельный мон-рь. Согласно монастырской описи 1763 г., первая, собственно монастырская, церковь (а не домовая при подворье) была выстроена в 1595 г. по повелению царя Феодора Иоанновича, однако ее посвящение неизвестно (Азлецкий. 1898. С. 5). Первоначальные деревянные постройки К. м. сгорели в 1649 г. В 1649-1652 гг. на средства торгового человека Гостиной сотни Гаврилы Федоровича Антипина (его двор находился рядом с обителью) в К. м. были возведены каменные 3-шатровый соборный храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, братский корпус с теплой домовой ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, колокольня и 2-этажный корпус келий.
Собор К. м. стал одним из немногочисленных 3-шатровых каменных рус. храмов, строившихся в 40-70-х гг. XVII в. Внешние формы собора известны только по рисованным изображениям, в т. ч. гравюрам Э. Турнерелли (1837) и А. Дюрана (1839). Храм стоял на подклете. Так же как и у современных ему 3-шатровых церквей - московских Воскресения в Гончарах (1649; не сохр.) и Рождества Пресв. Богородицы в Путинках (1649-1652), а также Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» в Вязьме (50-е гг. XVII в.),- четверик Иоанно-Предтеченского собора был сильно вытянут в ширину (с севера на юг) и нес 3 декоративных шатра, центральный из которых был лишь немного крупнее боковых. Особенностью четверика было его 2-скатное завершение. С востока к четверику примыкала крупная 3-частная апсида, а с запада - окруженная арочным обходом трапезная. Введенская ц.- 2-этажный храм с невысоким 2-светным четвериком, обширной трапезной и 3 большими полуциркульными апсидами. Четырехскатная кровля была увенчана тесно придвинутыми друг к другу 5 небольшими глухими главками. Колокольня невысокая, ее восьмерик завершался ярусом звона, увенчанным главкой на горке кокошников - вероятно, по местной традиции XVI в., поскольку в целом к сер. XVII в. повсеместно распространились шатровые колокольни. 7 сент. 1652 г. крупные строительные работы окончились, и мон-рь был освящен митр. Казанским и Свияжским Корнилием.
В XIX в. архитектурный ансамбль мон-ря претерпел существенные изменения. В 1815 г. К. м. пострадал от пожара, сгорело неск. зданий, большая половина церковного имущества, утварь, ризница и архив; сохранилась лишь Введенская ц. На восстановление обители имп. Александр I Павлович выделил 5 тыс. р. По преданию, крупную сумму пожертвовал митр. Новгородский Амвросий (Подобедов), бывш. архиеп. Казанский. Всего было собрано 58 636 р. 26 июля 1818 г. в Казани была образована специальная комиссия, и к 1819 г. ремонт в К. м. был окончен. 24 июня, в день праздника Рождества св. Иоанна Предтечи, собор был заново освящен архиеп. Казанским и Симбирским Амвросием (Протасовым). В 1831 и 1833 гг. игум. Ираклий обращался к еп. Казанскому Филарету (Амфитеатрову) с прошением сначала надстроить, а затем возвести новый настоятельский корпус, но это начинание было отложено до «благоприятнейшего времени». В 1832 г. было дозволено разобрать угловое каменное здание при ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи, а кирпич употребить на возведение ограды мон-ря. В 1846 г. настоятель (1845-1852) игум. Елевферий обратился к архиеп. Казанскому и Свияжскому Владимиру (Ужинскому) с прошением перестроить существующие при мон-ре «холодные палатки» и лавки в жилые помещения, чтобы последние приносили больше дохода. Просьба была удовлетворена, благодаря чему имущественное состояние обители улучшилось.
В нач. 80-х гг. XIX в. храм Усекновения главы Иоанна Предтечи сочли небезопасным для совершения богослужений. Вопрос о разборке собора, признанного памятником рус. шатровой архитектуры, стал предметом дискуссий научной общественности и горожан (Остроумов. 1978). В итоге была признана невозможность ремонта. В 1886 г. настоятель (1885-1909) игум. Ексакустодиан (Каменский), получив разрешение Синода, приступил к разборке старого и строительству нового собора. Игумен первым внес 1 тыс. р. на возведение нового храма и впосл., обращаясь к богатым жертвователям по всей России, сумел собрать большую сумму. Храм строился в 1886-1894 гг., на его возведение было затрачено 100 тыс. р. Новый собор (архитекторы П. М. Тюфилин и Л. К. Хрщонович), построенный в рус. стиле, был просторнее прежнего, но сохранил главные композиционные особенности предшествующего: растянутый в ширину четверик с 3 шатрами и 3 апсидами, более низкую обширную трапезную. 18 дек. 1894 г. архиеп. Казанский и Свяжский Владимир (Петров) освятил главный престол во имя св. Иоанна Предтечи, 24 нояб. 1895 г.- придел во имя свт. Иннокентия Иркутского, 1 дек. того же года - придел во имя свт. Германа Казанского. В нижнем этаже церкви был устроен престол в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и во имя семи Эфесских отроков. В 1895-1896 гг. в К. м. был построен и 14 дек. 1896 г. освящен 2-этажный настоятельский корпус.
К 1764 г. во владениях К. м. числилось 90 крестьян. В 1764 г. мон-рь был оставлен «за штатом», т. е. без гос. жалованья, основным источником существования обители стали пожертвования купцов, торговавших на Гостином дворе. Во 2-й пол. XVIII-XIX в. настоятелями К. м. часто назначались ректоры и префекты КазДС, в т. ч. в 1801-1802 гг. Иакинф (Бичурин), в 1835-1844 гг. Даниил (Сивиллов), в 1855-1863 гг. Иннокентий (Новгородов), в 1864-1871 гг. Варсонофий (Охотин; впосл. епископ Симбирский). В 1883-1885 гг. настоятелем обители являлся архим. Антоний (Вадковский; впосл. митрополит С.-Петербургский). Во 2-й пол. XVIII - сер. XIX в. в К. м. проживало от 3 до 5 иеромонахов, 1-2 иеродиакона, неск. монахов и послушников (в нач. XX в. количество послушников увеличилось до 20). В 80-х гг. XIX в. в К. м. во время службы в штабе Казанского военного округа окормлялся прп. Варсонофий (Плиханков; впосл. старец оптинский).
Главной святыней К. м. была частица мощей основателя свт. Германа, перенесенная в обитель 23 дек. 1756 г. из Свияжского мон-ря по благословению архиеп. Казанского Гавриила (Кременецкого). Частица мощей хранилась в иконе свт. Германа в Иоанно-Предтеченском соборе, а после 1929 г.- под престолом храма во имя св. блгв. князей Феодора, Давида и Константина, чудотворцев Ярославских, на Арском кладбище Казани (с 2011 частица мощей вновь пребывает в К. м. в специальной раке). Чтимыми были иконы св. Иоанна Предтечи, Божией Матери «Неупиваемая Чаша», «Всех скорбящих Радость», Страстная и Тихвинская. Все иконы, кроме Страстной, сохранились и к 2012 г. находятся в мон-ре. В б-ке обители хранились Евангелия 1753, 1764, 1783 гг. (Азлецкий. 1898. С. 32-41).
С 22 сент. 1918 г., после конфискации архиерейского дома и здания консистории в Казанском кремле, в зданиях мон-ря расположилось Казанское епархиальное управление. Здесь проживали митр. Казанский сщмч. Кирилл (Смирнов) (в 1920 и 1922), временно управляющие Казанской епархией викарные епископы сщмч. Анатолий (Грисюк), сщмч. Иоасаф (Удалов), Афанасий (Малинин). В 1921-1923 гг. большинство братии составляли выпускники и недоучившиеся (из-за закрытия академии) студенты КазДА, в т. ч. и архиереи, репрессированные впосл.: митр. Палладий (Шерстенников), архиеп. Питирим (Крылов), епископы Феофан (Еланский), Иоанн (Широков), Серафим (Шамшев). В июне 1923 г. все, кроме архим. Палладия, были арестованы, а 14 дек. приговорены к 3 годам лишения свободы и отправлены на Соловки. В 1921-1926 гг. настоятелем К. м. был еп. Андроник (Богословский). По воспоминаниям местных жителей, большую часть времени он пребывал в Седмиезерной Богородицкой пуст.
В 1926 г. в постройках К. м. разместилось Казанское обновленческое епархиальное управление. В 1929 г. К. м. был окончательно закрыт, в 1931 г. снесен Иоанновский собор, разобрана ограда. Домовая Введенская ц. принадлежала обновленческой общине до 1936 г. Позже в братских корпусах были устроены коммунальные квартиры. Настоятельский корпус занимали советские учреждения, а в 80-х гг. XX в.- республиканское отд-ние Об-ва охраны памятников истории и культуры.
В 1992 г. Казанской епархии были переданы братские корпусаи колокольня, в 1998 г. возвращен настоятельский корпус. Решением Синода РПЦ от 16 июля 1995 г. К. м. был возобновлен. Настоятелем является архиеп. Казанский и Татарстанский Анастасий (Меткин), наместником - игум. Нектарий (Дёмин); в составе братии 8 монашествующих. Восстановлены ограда, корпуса, бывш. домовая Введенская ц. переосвящена во имя св. Иоанна Предтечи. В храме в особой гробнице хранится частица мощей свт. Германа. Благодаря расположению в центре города, рядом с кремлем и Никольским кафедральным собором, монастырский храм является одним из самых посещаемых в городе.